Спортивные шины и аквапланирование

Особняком в линейке специальных шин стоят шины спортивные. Их внешняя особенность - чрезвычайно низкий (H/B=50...30) и широкий (иногда свыше 300 мм) профиль. Для чего такие размеры?

Скорости движения не только спортивных, но и просто многих современных автомобилей превышают 200 км/ч. В таких условиях дорожная шина обычной конструкции не может работать эффективно. В резком крутом повороте на высокой скорости высокопрофильная шина непременно "подломится", вызвав нежелательный крен кузова автомобиля, а узкая - сорвется в скольжение из-за малого пятна контакта и, следовательно, небольшого сцепления с покрытием дороги. Каркас дорожной шины недостаточно прочен и не гарантирует точной балансировки, в состав резины не входят дорогостоящие кремнийсодержащие добавки, повышающие сцепные свойства резины, а при нагреве от высокой скорости такая шина может просто разрушиться. Главное же - рисунок дорожной шины не позволяет ей противостоять такому коварному "врагу", как аквапланирование. Что это такое?

Известно, что коэффициент сцепления автомобильной шины с чистым сухим асфальтом - около 0,8. С мокрым - в полтора-два раза меньше. Еще ниже сцепление с укатанным снегом и льдом. Аквапланирование отличается тем, что, скользя по воде, шина не имеет контакта с покрытием вообще, Т.е. коэффициент ее сцепления равен нулю.

Как же возникает скольжение? При движении в сильный дождь по шоссе со скоростью свыше 80 км/ч шина, не имеющая специального рисунка, способствующего удалению воды из пятна контакта, постепенно формирует перед собойводяной валик - и в какой-то критический момент начинает глиссировать по нему. Несжимаемость воды препятствует погружению колеса до уровня асфальта. Этой опасности больше подвержены широкопрофильные шины с большим пятном контакта, а также старые, изношенные почти до полного отсутствия рисунка.

Продумать рисунок протектора, препятствующий аквапланированию, особенно на широких шинах, непросто. Ведь такое колесо при движении со скоростью 80 км/ч по 8-миллиметровому слою воды должно успевать отводить из пятна контакта... 43 л воды в секунду! С другой стороны, каждая лишняя канавка на протекторе - это угроза управляемости, сцеплению с покрытием на сухой дороге.

Рис 1. Пятно контакта шины Goodyear F1 при движении по мокрой дороге Рис 2. Скоростная шина Goodyear F1
Рис 3. Пятно контакта шины Goodyear F1 при движении по мокрой дороге Рис 4. Шины Continental Premium Contact 2
Рис 5. Схема отводаводы протектором шины Uniroyal Rain Sport 1 Рис 6. Рисунок протектора скоростной шины Pirelli P700
1-центральная гладкая дорожка
2-поперечные канавки(углубления)
3-диагональные каналы для отвода воды
4-мелкие прорези для снижения шума
5-два кольцевых канала для отвода воды

Характерный рисунок скоростных шин Goodyeaг F1 и Aquatгed (рис. 1-3) - расположение боковых водоотводящих канавок "бабочкой" или "елочкой" - вершиной по направлению движения. Фирма Piгelli в модели Р7000 (рис. 6) предлагает иное решение - глубокие ножевидные прорези, пересекающие боковые канавки по диагонали. В разработке "Uniгoyal Rain Sport 1" применен W-образный рисунок (рис. 5). Шины "Continental Pгemium Contact 2" внешне, казалось бы, совершенно несхожи с традиционными "дождевыми" - у них лишь глубокие продольные канавки, а боковые почему-то короткие, слабовыраженные (рис. 4). Но тут уменьшению сцепленияколеса с мокрым покрытием противостоит сама структура резиновой смеси.

« назад

Ваша корзина

Ваша корзина пуста



шины

все статьи о шинах

диски

все статьи о дисках

Шинный калькулятор
все новости »
техническая поддержка, продвижение сайта Мытищи, Королёв, Юбилейный
Яндекс.Метрика